Терпение кончилось. Бизнес возмущен практикой применения печально известной статьи Налогового кодекса

Белорусская научно-промышленная ассоциация и Республиканский союз промышленников и предпринимателей предлагают ввести мораторий на действующую практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте.

Терпение кончилось. Бизнес возмущен практикой применения печально известной статьи Налогового кодекса

Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Практика реализации пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса с первых дней имеет ряд проблем, обусловленных неполнотой предписаний этой части статьи 33.

Бизнес-союзы считают, что контролирующие органы, проводя проверки хозяйствующих субъектов за периоды до 1 января 2019 года по правилам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, действующим с 1 января 2019 года, принимают решения, приводящие к изъятию в бюджет существенных сумм в виде доначисленных налогов и штрафных санкций, что ведет к ликвидации хозяйствующих субъектов, увольнению работников и другим негативным последствиям для экономики и социальной сферы. При этом ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций.

Бизнес: …ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций

«Такая практика идет вразрез с применяемыми более 15 лет усилиями государства по стимулированию деловой инициативы и развитию регионов, созданию новых рабочих мест», — говорится в письме.

Вопрос о ретроактивном применении норм пункта 4 статьи 33 НК и о методологии расчета сумм доначисляемых налогов был предметом обсуждения в Министерстве по налогам и сборам. Руководство МНС указало представителям бизнес-сообщества, что применение норм пункта 4 статьи 33 НК показало увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры в отношении хозяйствующих субъектов являются мерами ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов суммы налогов, ранее уплаченные хозяйствующими субъектами.

МНС: …применение норм пункта 4 статьи 33 показало увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры — меры ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов ранее уплаченное.

Не учтена министерством и известная ему практика применения в России норм российского Налогового кодекса, аналогичных нормам пункта 5 статьи 33 НК, согласно которой, доначисляя налоги по результатам проверок с применением таких норм, контролирующий орган должен рассчитать доначисляемую сумму налогов с учетом сумм тех налогов, которые плательщик уже уплатил в бюджет по своей деятельности, несмотря на то, что уплата в бюджет могла быть в виде другого налога, например налога при упрощенной системе налогообложения.

«Применяемый контролирующими органами указанный ретроактивный подход влечет убытки реального сектора экономики, уничтожение малых предприятий (КФХ, небольшие мебельные производства и т. п.), ведет к росту безработицы, увеличению социального напряжения, недовольству экономической, фискальной и карательной политикой государства», — отмечено в письме.

В целях единообразного применения пункта 4 статьи 33 НК Верховный суд в 2019 году направил в адрес экономических судов «Разъяснения об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь».

К сожалению, разъяснения и их использование контролирующими и правоохранительными органами, а также судами не сняли остроту проблемы применения пункта 4 статьи 33 НК к отношениям по исчислению и уплате налогов, совершенных хозяйствующими субъектами до 1 января 2019 г., констатируют бизнес-союзы.

Проблему рассмотрели на расширенном заседании юридического совета Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» с участием экспертов от членских организаций Республиканского союза промышленников и предпринимателей и представителей депутатского корпуса.

Для разрешения указанных проблем бизнес-союзы предлагают:

— принять решение о введении моратория на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 НК до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте;

— Верховному суду провести анализ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением пункта 4 статьи 33 НК (экономических, дел об административных правонарушениях, уголовных дел), и по результатам анализа принять соответствующее постановление пленума Верховного суда или рекомендации по урегулированию рассматриваемой проблемы в ином нормативном правовом акте;

— Конституционному суду на основании статьи 83 Закона «О конституционном судопроизводстве» рассмотреть вопрос о пересмотре решения Конституционного суда от 22 декабря 2018 № Р-1159/2018 ввиду выявившейся в правоприменительной практике неполноты и неопределенности предписаний пункта 4 статьи 33 НК.

Это и другие предложения направлены в Администрацию президента, правительство, Конституционный суд и Верховный суд. Обращение БНПА и РСПП содержит подробные описания реальных кейсов, связанных с ретроспективным применением пункта 4 статьи 33 НК.

«Недоотмененный» указ № 488 и его реинкарнация

Напомним, в новой редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2019 года, есть статья 33, которая содержит определение налоговой базы и налоговой ставки. Но особый интерес и вопросы представляет пункт 4 этой статьи. Эта норма была введена неожиданно, без предварительного обсуждения с бизнесом, хотя по сути ее содержание коренным образом меняет логику налогообложения.

До введения этой нормы плательщики понимали, что налоговая база может быть скорректирована в случаях контроля цен сделок по правилам трансфертного ценообразования, тонкой капитализации, применения указа № 488 (например, в случае сделки с контрагентом, включенным в реестр «лжепредпринимательских структур»). С учетом содержания и отсутствия четких разъяснений по применению п. 4 ст. 33 НК уже в 2019 году возник ряд вопросов, которые вызывали обоснованные опасения в бизнес-сообществе.

Читайте также

Терпение кончилось. Бизнес возмущен практикой применения печально известной статьи Налогового кодекса

Без ответа. Сотни вопросов бизнеса по самой чувствительной статье Налогового кодекса зависли

Терпение кончилось. Бизнес возмущен практикой применения печально известной статьи Налогового кодекса

Две строчки Налогового кодекса, или Трансформация логики налогообложения: чем грозит бизнесу статья 33

Новости по теме

КГК: гродненские продавцы спорттоваров недоплатили в бюджет более 7,5 млн рублей налогов

С 1 мая за выезд из Беларуси на машине начали брать плату. Что происходит около границы

Сколько налогов заплатили в Литве крупнейшие компании с белорусским капиталом

Источник: news.tut.by