Классика сервиса

Классика сервиса

Около 10 лет назад «АвиаПорт» опубликовал интервью с генеральным директором компании «Скай Пресс» Виктором Зуевым. В нём речь шла про сервисную составляющую авиаперевозок в России, а именно о регулярном обеспечении свежей прессой пассажиров авиакомпаний, гостей VIP- и бизнес-залов аэропортов. Мы решили вернуться к этой теме ещё раз. Обсуждение коснулось изменений, которые произошли с тех пор, а также о текущих тенденциях в отрасли.

— За десять прошедших лет в гражданской авиации страны многое изменилось. Чего удалось добиться за эти годы вам?

- За это время мы существенно расширили свою региональную сеть. Начинали буквально с нескольких городов, а сегодня «Скай Пресс» - это 24 крупных аэропорта, где мы является официальными операторами по прессе. Компания работает во всех городах-миллионниках, а количество аэропортовых залов, которые мы обеспечиваем прессой, уже перевалило за сотню.

Достаточно успешно мы развивали сотрудничество с авиакомпаниями, поставляя газеты и журналы, в том числе для бизнес-класса. Среди наших клиентов появились «Уральские авиалинии», «Ютэйр», «Ред Вингс», «Азур Эйр», «НордСтар», «Ямал», «Руслайн», «Якутия». Со многими из них сотрудничаем и сегодня. Максимальные тиражи отгружаются в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, откуда традиционно выполняется много рейсов. Также налажена работа в хабах авиакомпаний-партнёров, обслуживающих региональную маршрутную сеть.

— Как работается в текущих условиях?

- Локдаун мы прошли без остановки работы, хотя приходилось ежедневно следить за ситуацией и подстраиваться под неё. Свежие газеты и журналы доставлялись и продолжают доставляться в аэропорты в стандартном ежедневном режиме. А вынужденная оптимизация процессов практически не затронула ни штат, ни сервисную составляющую.

Я благодарен нашим партнёрам: все без исключения аэропорты пошли нам навстречу в самый сложный период - в апреле и мае 2020 года. Это позволило сократить часть расходов компании, и самое главное - сохранить устойчивое функционирование всего налаженного процесса. В результате компания продолжает строго выполнять все свои обязательства. Сейчас смотрим, какие возможности открываются в новых условиях. Пресса для авиапредприятий по-прежнему остаётся классическим, самым простым и недорогим видом сервиса для пассажиров.

— Что сейчас происходит с самой печатной прессой? Насколько ей удаётся конкурировать с интернетом?

- По отраслевым оценкам, в 2020 году доходы издателей от рекламы упали на 40%. Рекламодатель действительно более активно перераспределяет рекламные бюджеты в пользу интернета. Причём тенденция к снижению количества изданий и тиражей заметна уже более 10 лет. Сокращаются и продажи изданий, как в розницу, так и по подписке. С одной стороны, это повышает интерес издателей к нашей работе, а с другой ограничивает их финансово. Ведь бесплатное распространение требует существенных затрат на печать тиража и его логистику. Наконец, новых изданий за последние годы практически не появляется, а это очень важный критерий для оценки рынка.

Безусловно, интернет изменил привычки людей. Сейчас многие работают удалённо, по сути, не выходя из дома, а новости получают из своего телефона, который под рукой в любую минуту. Переход газет в интернет начался уже много лет назад. Это похоже на рынок авиакасс с появлением электронного билета, когда покупка билета вдруг стала доступна сначала на компьютере, а потом и в телефоне. Тогда было много обоснованных опасений, что кассы скоро закроются совсем. Но, так или иначе, они работают и сегодня.

Мы видим, как много газет и журналов издаётся в бумажном виде на Западе. Это показывает, что они продолжают быть востребованными, иногда превращаясь в более эксклюзивный продукт. Там, например, помимо обычной массовой прессы есть очень много популярных узкоспециализированных изданий: для охотников, айтишников, любителей авиации или тенниса, то есть по самым разным сферам человеческих интересов. Я уверен, что и в России пресса будет печататься ещё достаточно долго.

— А как же соцсети, сообщества, видео в телефоне?

- У нас в стране очень хороший и недорогой интернет. Он доступен и боссам, и школьникам. Смартфоны есть у подавляющего большинства авиапассажиров. При этом газеты, журналы, книги в бумажном виде мы сегодня держим в руках гораздо реже. Но пресса по-прежнему вызывает интерес у пассажиров, так как во время путешествия, как правило, есть свободное время - в ожидании посадки в аэропорту и на борту самолёта. Почитать что-то на бумаге, когда ты вырван из обычного быстрого ритма жизни, в такие моменты бывает очень приятно. Это отдых, релакс и позитивные эмоции.

У российских авиаперевозчиков интернет на борту до сих пор не получил большого развития. Из-за этого телефон или планшет в полёте невозможно использовать в привычном полнофункциональном режиме. Хотя качество экрана смартфона сейчас лучше, чем у дисплея в самолётном кресле. Гаджеты внутри одной обычной семьи обновляются раз в два-три года, а системы развлечений в самолётах могут более 10 лет работать с одним и тем же экраном. В части картинки и функционала персональные гаджеты тут однозначно выигрывают.

В этом плане мне очень понравилось решение наших ведущих авиакомпаний, включая «Аэрофлот», S7 Airlines и «Аврору», в виде раздачи собственного контента по внутренней бортовой сети с помощью Wi-Fi. Гаджеты у пассажиров всегда при себе. Не скачал что-то специально в дорогу - можешь посмотреть фильмы, послушать музыку или изучать карту своего полёта непосредственно от авиакомпании. И уже не нужны экраны в креслах, которые стоят дорого, быстро устаревают и требуют регулярного техобслуживания. Отличное решение на период, пока интернет на борту не станет массово доступен. А на это может уйти ещё много лет.

— В чём специфика процесса поставки прессы для авиапредприятий?

- Уже много лет пресса является одним из обязательных элементов сервиса в VIP- и бизнес-залах аэропортов, а также на борту во время полёта. При этом ассортимент изданий должен быть востребованным, чтобы соответствовать потребностям всех категорий пассажиров, в том числе и гостей высокого статуса.

Самое важное в нашем бизнесе - это работа под ключ. Мы умеем связывать издателей с платёжеспособной аудиторией, которую имеют аэропорты и авиакомпании, в свою очередь заинтересованные качественной и востребованной прессе. Вследствие этого взаимного интереса газеты и журналы для авиапредприятий мы предлагаем бесплатно.

На нашей стороне находятся договорные отношения с издателями и логистика: от получения товара в типографии до выкладки её на наших специализированных стойках в аэропорту, либо до передачи авиакомпании. Для авиаторов это довольно узкая ниша, так как у любого авиапредприятия на первых местах стоят другие задачи. Мы же помогаем надёжно обеспечивать эту небольшую, но классическую часть сервиса для пассажиров уже на протяжении 15 лет.

Правда, к сожалению, действующая схема бесплатного предоставления прессы может нормально работать только в крупных аэропортах страны, входящих в первую тридцатку по пассажиропотоку. При этом за рубежом аэропорты традиционно закупают печатные издания, пусть и по специальным ценам. В данном случае российский опыт можно назвать уникальным.

— Насколько тесное сотрудничество налажено с аэропортовыми холдингами?

- В интервью 2012 года я говорил о том, что видна тенденция - большинство крупных аэропортов страны войдёт в 3-4 холдинга федерального масштаба. Так и получилось. Сегодня есть отдельные суперпорты в Москве и Санкт-Петербурге и три холдинга с крупнейшими региональными аэропортами. Мы активно сотрудничаем и с «Новапортом», и с «Аэропортами Регионов». Причём, если холдинг входит в новый город, то мы, как правило, входим вслед за ним. Так было с относительно недавно открытыми аэропортами «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове.

Хочу здесь отметить, что сами VIP- , бизнес-залы и залы Priority Pass вышли на новый уровень. Особенно это касается залов во вновь построенных терминалах. Старые помещения в реконструируемых региональных аэропортах за последние годы также стали выглядеть очень современно. Практически все они сейчас хорошо продуманы с точки зрения архитектуры, мебели и удобства для пассажиров. В отдельных случаях мы даже специально заказывали разработку стоек для прессы в соответствии с дизайном конкретного аэропорта.

— Какие издания вы предлагаете партнёрам?

- Постоянно предлагаемый нами ассортимент составляет около 30 изданий. Это газеты «Коммерсантъ», «Известия», «Российская газета», «Комсомольская правда». Журналы - «Профиль», «РБК», Discovery, есть и топовый глянец - GQ, Vogue, Glamour. Примерно 80% нашего предложения - продукция крупнейших федеральных издательских домов, оставшиеся 20% - региональные издания.

— Не за горами начало летнего сезона. Каким, на ваш взгляд, будет 2021 год в гражданской авиации страны?

 — За весь крайне сложный прошлый год ни одна значимая российская авиакомпания не закрылась. Все аэропорты продолжают работать. В результате закрытия границ стали более востребованы перемещения внутри страны. Если международные перевозки пока остаются под вопросом, то на внутренних линиях поток восстанавливается. Радуют результаты января 2021 года — отдельные крупные авиакомпании даже превысили свои показатели по сравнению с докризисным январём прошлого года. Скорее всего, станут ещё более популярными рейсы на наши южные морские курорты — люди соскучились по морю. Должен сработать отложенный спрос на отдых. Деловая активность в стране должна восстанавливаться. Я смотрю вперёд с оптимизмом.

Источник: aviaport.ru