Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

На открытом разговоре, который редакция журнала РЖД-Партнер организовала в рамках 10-й Международной выставки «ЭлектроТранс», участники рынка признались: бизнес готов развивать городской общественный транспорт. Однако без помощи государства это сделать у них не получается.

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Более того, несмотря на активное желание бизнеса, в России на условиях ГЧП удалось реализовать лишь один проект в сфере городского общественного транспорта. Теперь же участники рынка надеются реализовать свои амбиции на условия контракта жизненного цикла.

Компания «ПК Транспортные системы» последние несколько лет активно формирует реализацию концессионных и ГЧП-проектов в сфере общественного транспорта, об этом на открытом разговоре, который проводил РЖД-Партнер, заявил Андрей Шестопалов, руководитель аналитического управления и советник президента «ПК Транспортные системы». «Компания заинтересована в расширении рынка сбыта подвижного состава. Мы понимаем, что это могла бы быть вся Российская Федерация. Потому что советское наследие нам оставило одну из самых больших систем городского электрического транспорта», – сказал он.

Подсчитано, что сегодня в России эксплуатируется по 8 тыс. трамваев и троллейбусов. «А это значит, что если все производители будут производить хотя бы по 500 ед. подвижной техники в год, то производители могли бы получить прибыль около 25 млрд руб. И работы в таком темпе и на таком уровне прибыли хватило бы лет на 16», – добавил спикер.

Однако пока выйти на такой уровень и темпы работы компании не могут. Участники открытого разговора сошлись во мнении, что у городских властей в настоящий момент нет таких денег, чтобы самостоятельно оплатить замену всего подвижного состава и оплатить ремонт и строительство соответствующей инфраструктуры. Выход мог бы быть в заключении концессионных соглашений или в реализации проектов на условиях ГЧП.

Но согласно статистике Минэкономразвития, в России всего заключено 3 тыс. концессионных соглашений. Из них только 3% будут реализованы в транспортной сфере, причем 70% всех денежных средств будут направлены на развитие инфраструктуры автомобильных дорог. Более того, в настоящий момент нет проектов реализации программ по развитию общественного транспорта.

Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA, считает, что для бизнеса могло бы быть намного интереснее заключить с муниципалитетами не концессионное соглашение или ГЧП, а контракт жизненного цикла. В начале 2021 года власти Москвы заключили контракты жизненного цикла с ПАО «КамАЗ» и ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ». По условиям договора компании не только поставляют 600 электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним, но и обслуживают их в течение 15 лет.

«Это более перспективный проект. Уже Москва реализует этот проект. Власти закупили трамваи, а поставщик гарантирует сервисное обслуживание и ремонт техники. Производитель учитывает эти затраты в части регламентного обслуживания по контракту. Буквально это все запчасти, «батарейки», все тонкие места, за которые он заранее принимает на себя ответственность, и в итоге город заплатит меньше, чем заплатил бы, обслуживая технику самостоятельно. А производитель получает сейчас деньги на дальнейшее развитие», – сказал он.

По договорам КТЖ Москва приобрела вагоны метро, трамваи, автобусы, электробусы. Общий объем заключенных договоров в сфере транспорта – более 450 млрд руб.

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Источник: rzd-partner.ru